Тули
Тули – это комплексы, состоящие из основных атакующих и защитных двигательных действий, выполняющихся в логически обоснованной последовательности. Занимающиеся имитирует поединок с несколькими соперниками. При этом выполняются различные атакующие или защитные действия, соответствующие «складывающейся обстановке». Использование в тренировке тулей позволяет путем повторения многих связок движений совершенствовать спарринг, повышать гибкость, овладеть техникой передвижений, укреплять мышцы, учиться контролю дыхания, оттачивать плавность и ритмичность движений. Спарринг может показать, кто из соперников сильнее, но не говорит о том, у кого техника лучше. С этой точки зрения тули являются более чувствительным индикатором уровни индивидуальной техники.
При выполнении тулей следует акцентировать внимание на следующих моментах:
- Передвижения должны начинаться и заканчиваться в одной и той же точке. Умение добиваться этого свидетельствует о точности движений.
- При выполнении каждого движения тело должно быть обращено в строго определенном направлении, должна применяться правильная стойка.
- В зависимости от специфики выполняющихся движений, во время туля мышцы то полностью напряжены, то полностью расслаблены.
- Движения должны выполняться ритмично.
- Чередование ускорений и торможений должно строго соответствовать рекомендациям.
- Прежде чем перейти к изучению следующего туля, нужно хорошо освоить предыдущий.
- Занимающиеся должны знать назначение каждого движения.
- Каждое движение должно выполняться как во время реального поединка.
Теория мощности.
Контроль дыхания.
Контролируемое дыхание оказывает влияние на состояние человека, на скорость и силу его движений, а также дает телу способность выдержать удары соперника. На каждое движение выполняется один вдох-выдох, за исключением связанных движений, при этом следует запомнить следующее правило: никогда не делайте вдох, когда ставите блок или наносите удар. Это не только мешает правильному выполнению движения, но и приводит к потере силы и скорости. Контроль дыхания также следует использовать в поединке, чтобы замаскировать признаки усталости. Опытный боец, заметив, что противник утомлен, тут же усилит атаку и получит возможность добиться быстрой победы.
Масса и скорость.
С точки зрения механики, для достижения наибольшей силы удара необходимо максимизировать ударную массу и скорость. Достижению максимума ударной массы и скорости способствует поворот таза. При этом большие мышцы брюшного пресса, закручиваясь, сообщают телу дополнительный импульс. Таз вращается в том же направлении, что и сегмент тела, с помощью которого ставится блок или наносится удар. Другой способ увеличить ударную массу и скорость — выполнять пружинящие движения в коленных суставах, приподнимаясь в начале движения и опускаясь в момент атаки, вкладывая в удар вес всего тела. Возникающая при нанесении удара сила реакции, контроль дыхания, равновесие, напряжение и расслабление мышц — все это нельзя не принимать во внимание. Все эти факторы, способствующие достижению необходимой скорости движения, в совокупности с гибкостью и ритмичностью движений должны быть хорошо скоординированы для проявления максимальной силы удара.
В тхэквондо имеется 24 туля. Почему именно 24?
Из энциклопедии тхэквондо:
…Я оставляю потомкам тхэквондо. Это мой след в истории, след человека, жившего в конце ХХ-го века. 24 туля символизируют 24 часа в сутках, т.е. мою жизнь.
Когда генерал Чой разработал тхэквондо, то была установлена система из двадцати комплексов формальных упражнений. Частью это были новосоставленные комплексы, частью – ката каратэ, только с корейскими названиями. В 70-х годах, Чой Хон хи окончательно выкинул из арсенала тхэквондо ката каратэ, приемы анализировались с привлечением современных научных методов.
Чой Хон хи окончательно завершил «шлифовку» своей системы комплексов в 80-х годах, теперь в тхэквондо ITF официально – 24 комплекса. Согласно идеям Генерала, они соответствуют 24 часам суток.
Однако если в древних системах приемы обычно объединялись в комплексы на основании практического опыта, то современные комплексы создаются на основе идеологических предпосылок. Комплексы тхэквондо (любого варианта) являются тому ярким примером. Рисунок перемещений в комплексе часто является схемой какого-нибудь иероглифа, число приемов выбирается с каким-нибудь значением. К примеру, число движений может соответствовать числу легендарных героев-хваранов. Один из комплексов символизирует жизнь национального героя Кореи – адмирала Ли Сунсина, а резкое движение рукой в сторону в конце комплекса – трагическую смерть адмирала.
Являющиеся элементом этого искусства тули были вдохновлены идеалами и подвигами высочайших людей в истории Кореи. Это известные военные и гражданские лидеры Кореи – страны, которая в течении последних 5 тысяч лет не завоёвывала своих соседей. Эти люди смело сражались и шли на самопожертвование защищая Родину от вражеских захватчиков. Называя тули, Чой использовал имена патриотов, отдавших свои жизни в борьбе с японской оккупацией за возвращение свободы и независимости Корее. Каждый туль в восточном единоборстве Тхэквондо выражает идеи, и поступки великого человека, в честь которого назван туль. Занимающиеся должны помнить о чистых намерениях, которые символизирует название туля. Понимать значение того, что тули начинаются с защитных действий.
Интерпретация тулей
Название туля, число движений, а также диаграмма перемещений символизируют либо героев корейского народа, либо знаменательные даты в истории Кореи.
ЧОН-ДЖИ
Это слово переводится как «рай земной». На Востоке оно интерпретируется как создание мира и зарождение истории человечества. Это первый туль, с которым знакомится новичок. Он состоит из двух частей, первая из которых символизирует Землю, а вторая — Небеса.
ДАН-ГУН
Туль назван в честь Дан-Гуна — легендарного основателя Кореи (2333 г. до н.э.).
ДО-САН
Название туля является псевдонимом известного патриота Aхн Чанг-Хо (1876-1938 гг.). Включение в туль 24 двигательных действий символизируют годы жизни, посвященные этим человеком просветительской деятельности и участию в движении за освобождение Кореи.
ВОН-ХЬЁ
Туль назван в честь монаха, познакомившего в 686 году до н.э. династию Силла с буддизмом.
ЮЛЬ-ГОК
Название туля является псевдонимом великого философа и учителя Йул (1536-1584 гг.), прозванного «Корейским Конфуцием». Включение в туль 38 двигательных действий символизирует место рождения этого человека — 38 параллель, а диаграмма движений — иероглиф, соответствующий слову «учитель».
ЧУН-ГУН
Туль назван в честь известного патриота Ахн Чунг-Гуна, убившего первого японского генерала правителя Кореи Хиро Буми Ито, способствовавшего захвату Кореи Японией. Включение в туль 32 двигательных действий символизирует возраст Ахн Чунг-Гуна во время его казни в тюрьме (1910 г.).
ТХЭЙ-ГЭ
Название туля является псевдонимом жившего в XVI веке учителя Юи Хванга, известного авторитета неоконфуцианизма. Включение в туль 37 двигательных действий символизирует место рождения этого человека — 37 параллель, а диаграмма движений — иероглиф, соответствующий слову «учитель».
ХВА-РАНГ
Туль назван в честь молодежного воинского движения, организованного в VII веке во времена правления династии Силла. Включение в туль 29 двигательных действий символизирует номер воинского подразделения, в котором осуществлялся процесс трансформирования тхэквондо в современное боевое искусство.
ЧУНГ-МУ
Название туля является псевдонимом великого адмирала Юи Сун-Шина — изобретателя боевого корабля (в 1592 г.), ставшего прообразом современных подводных лодок. Туль заканчивается ударом левой рукой, что символизирует скоропостижную кончину этого человека, так и не успевшего полностью раскрыть свою непоколебимую преданность королю.
КВАНГ-ГЭ
Туль назван в честь IXX-го короля династии Когурьйо, возвратившего во владение государства, ранее утраченные территории, включая большую часть Манчжурии. Диаграмма движений символизирует утрату и возврат территорий, а включение в туль 39 двигательных действий — первые две цифры года начала его правления (391 г. до н.э.).
ПХО-ЙЭН
Название туля является псевдонимом известного поэта Чонг Монг-Чу (XIV век), чьи слова «Я не буду служить новому хозяину, пусть даже меня казнят сто раз» известны каждому корейцу. Чонг Монг-Чу также известен как один из первых ученных-физиков. Диаграмма движений символизирует непоколебимую преданность королю и стране.
ГЭ-БЭК
Туль назван именем генерала времен правления династии Бэк Же (660 г. до н.э.). Диаграмма движений символизирует строгость военной дисциплины.
ЫЙ-АМ
Название туля является псевдонимом Сон Бйонг Хи — лидера движения за независимость Кореи. Включение в туль 45 двигательных действий символизируют возраст этого человека, когда он в 1905 г. сменил свое имя с Донг Хзк («Восточная Культура») на имя Чондо Кйо («Небесная Религия»), Диаграмма движений символизирует несгибаемость его духа, проявленного во время жизни, посвященной борьбе за процветание родной страны.
ЧУНГ-ДЖАНГ
Название туля является псевдонимом жившего в XIV веке генерала Ким Дук Рйанга. Туль заканчивается ударом левой рукой, что символизирует скоропостижную кончину этого человека в возрасте 27 лет, так и не успевшего достичь вершив своего развития.
ЧУЧХЭ
Туль назван в честь философской идеи, заключающейся в том, что человек — хозяин всего мира и своей судьбы. Эта идея была рождена на горе Баэкду, являющейся символом духа корейского народа. Диаграмма движений в туле символизирует гору Баэкду.
САМ-ИЛ
Туль назван в честь исторической даты — начала движения за независимость Кореи (1 марта 1919 г.). Включение а туль 33 двигательных действий символизирует память о 33 патриотах, возглавивших это движение.
Ю-СИН
Туль назван в честь жившего во времена династии Силла генерала Ким Ю Сина. Включение в туль 68 двигательных действий символизирует последние две цифры из года объединения Кореи (б68 г. до н.э.). Исходное положение имитирует удержание рукой меча, располагающегося на правом, а не на левом, как это принято, боку — символ того, что генерал подчинился приказу короля и сражался против своего народа.
ЧОЙ-ЙОНГ
>Туль назван в честь жившего во времена династии Корйо главнокомандующего армией генерала Чой Йонга, снискавшего уважение за преданность, патриотизм и гуманизм. Генерал был убит членом своего ближайшего окружения — генералом Юи Сунг Гэ, позднее ставшим первым королем династии Ли.
ЙЭНГ-ГЭ
Туль назван в честь жившего во времена правления династии Когурйо генерала Йэи Гэ Сомун. Включение в туль 49 двигательных действий символизирует последние две цифры из года, когда династия Танг была вынуждена покинуть Корею, после того, как в битве под Анси Сайг (649 г.) потери составили около 300 тысяч солдат.
УЛ-ДЖИ
Туль назван в честь генерала Ул Зи Мук Дока, успешно защитившего в 612 г. Корею от вторжения миллионной армии династии Танг. Генералом использовалась тактика нанесения ударов с последующим быстрым отходом. Эта тактика позволила рассеять огромные силы врага. Диаграмма движений в туле символизирует подпись генерала. Включение в туль 42 двигательных действий символизирует возраст автора, в котором он изобрел этот туль.
МУН-МУ
Туль назван в честь ХХХ-го короля династии Силла. Его тело похоронено у подножья Великой Королевской Скалы. Король завещал похоронить его в море, чтобы его душа защищала Корею от морских вторжений японцев. Специальный каменный саркофаг, являющийся и по сей день памятником культуры, был сделан, чтобы защитить его гроб. Включение в туль 61 двигательного действия символизирует последние две цифры из года начала царствования короля (661 г.).
СО-САН
Название туля является псевдонимом монаха Цой Йонг Унта (1520-1604 гг.). Включение в туль 72 двигательных действий символизирует возраст монаха, в котором он совместно со своими сподвижниками из Са Мюнг Данга организовал корпус монахов-воинов. Эти воины противостояли японским пиратам, часто совершавшим набеги на Корейский полуостров.
СЭ-ЗОНГ
Туль назван в честь величайшего из корейских королей Сэ Зонга, изобретателя корейского алфавита (в 1443 г.), известного метеоролога. Диаграмма движений символизирует слово «король». Включение в туль 24 двигательных действии символизирует число букв в корейском алфавите.
ТОНГ-ИЛ
Туль назван в честь идеи объединения Северной и Южной Кореи в единое государство, разделение которого произошло в 1945 г. Диаграмма движений в туле символизирует гармоничную расу.
Спарринг
Спарринг – это практическая отработка техники самозащиты. Спортсмен использует все аспекты боевого искусства, сознательно-волевые, тактические, физические и технические – против силы и навыков противника. Для победы в спарринге нужны быстрые рефлексы, решительность, здравый смысл, точное время реагирования, владение разнообразной техникой, хорошая концентрация на цели, чувство дистанции, хорошее равновесие, контроль движений и настойчивость.
Что же за новые чувства, необходимые в спарринге и которыми, как правило, не обладает человек, ни разу не выходивший на доянг?
Чувство дистанции – особое умение точно определять расстояние до противника как при атаке, так и при защите. Лучше всего развивать чувство дистанции в боях парами с различными противниками – в такой ситуации легко приучить себя следить за малейшими изменениями дистанции и четко определять момент, когда оно наиболее выгодна для атаки.
Чувство времени зависит от течения различных физиологических и психических процессов в организме. Процессы возбуждения и торможения, если они уравновешены, удерживают вас от несвоевременного движения. Чувство времени позволяет выбрать момент атаки именно тогда, когда противник не в состоянии избежать удара. Вырабатывают его главным образом в бою с партнером, когда необходимо точно определить время для ударов и защит. Хорошо помогают и упражнения на быстро перемещающихся снарядах (пневматических грушах, мешках и лапах).
Чувство пространства помогает ориентироваться на ринге, когда Тхэквондист ведет напряженный бой. Благодаря этому, спортсмен может в любой момент определить свое положение на ринге и выстраивать дальнейший план боя.
Во время спарринга необходимо постоянно искать удобное исходное положение для атак, защит и контратак. Чувство положения своего тела по отношению к противнику создает предпосылки для успешных боевых действий. Практика поединков даст тхэквондисту возможность варьировать в различных стойках, выбирая наиболее удобную позицию при защитах для последующих контратак.
Чувство свободы движений – это умение не напрягаться излишне, держаться в сложных условиях поединка свободно и непринужденно. Развитию этого чувства способствуют быстрые передвижения и защиты при помощи туловища. основой для развития чувства свободы движений является овладение координацией движений и правильной техникой с оптимальным чередованием расслабления и напряжения мышц, умением наносить удары разной силы. Разумеется, боевой опыт совершенствует свободу движений.
Чувство удара обеспечивается быстрым восприятием пространства и учетом момента соприкосновения ударной поверхности с целью. Освоивший базовую технику тхэквондист должен уметь наносить удары различной силы, быстроты и длины не только из боевой стойки, но и из разных положений, возникающих в бою. Чувство удара вырабатывается в упражнениях на мешках, снарядах и лапах. Тренироваться надо незащищенными руками и ногами, чтобы точнее ощутить место, которым наносится удар.
Во время спарринга тхэквондист должен сосредотачивать все свое внимание на действиях противника, чтобы своевременно реагировать на изменение тактической обстановки и контролировать свою деятельность. Внимание тхэквондиста можно улучшить в ходе тренировочных занятий. Спарринг, при котором постоянно существует угроза получения удара, стимулирует интенсивное и устойчивое внимание. Чтобы с достаточной интенсивностью сосредоточить внимание на своих действиях во время тренировки, необходимо выработать в себе постоянное стремление концентрировать восприятие и мышление на выполняемых упражнениях. Все упражнения для развития реакции одновременно улучшают внимание, так как требуют распределения его между двумя почти одновременными процессами – появлением раздражителя (удара) и собственным ответным действием. Тхэквондист должен уметь переключать внимание, чтобы реагировать на мгновенье изменения обстановки боя.
Все эти качества в сумме дадут вам возможность не только демонстрировать замечательную технику, но и грамотно строить своей поединок, где бы и когда он не случился.
Хосинсул (самооборона)
По всем спортивным стилям восточных единоборств, проводятся соревнования по установленным правилам. Правила соревнований регламентируют определённый набор разрешённых технических действий. Это сделано для того, чтобы свести к минимуму травматизм спортсменов, и ограничить их от серьёзных травм, при использовании такой сокрушительной техники как, например, Тхэквондо. Но так как между спортивным поединком и реальным «уличным» столкновением существует достаточно большое различие, то ограничивать практику единоборства только изучением приёмов, разрешённых к использованию в соревнованиях было бы неправильно. Для стирания пробела между соревновательной и прикладной техникой и существует раздел Хосинсул.
Техника этого раздела не регламентируется правилами соревнований. По причине того, что основной целью этого раздела является обучение человека применять весь спектр прикладной техники ТКД и максимально адаптировать её к реальным условиям.
Хосинсул – это система самозащиты, которая включает в себя весь спектр технических действий которые применимы не только в спортивных состязаниях, но и в реальной боевой ситуации.
Хосинсул — как самостоятельный раздел ТКД — объединяет в себе всевозможные удары по всем уровням, броски, болевые удержания и болевой контроль, а так же работу с прикладными видами оружия. Этот раздел помогает выработать у человека навыки применять технику ТКД не только в стандартных спортивных поединках, но и одновременно в реальных условиях.
Къёк-па (разбивание твердых предметов)
Это показатель силы и контроля удара, вырабатываемых на занятиях боевыми искусствами. Это показатель способности направленно приложить свою волю, положительную энергию и физическую силу к определенному участку разбиваемого предмета. Разбивание не основная цель искусства, но оно тем не менее остается одним из наиболее интересных, зрелищных и захватывающих аспектов Тхэквондо.
Уровень обладателей черного пояса в Тхэквондо возрастает от 1-го к 9-му дану. Чтобы достичь наиболее высоких уровней, нужны годы тяжелой упорной работы под руководством опытных учителей. По мере повышения уровня и получения новых поясов постепенно возрастают физическая сила, воля, уверенность в себе и самоконтроль ученика. Возрастает также его способность расслабляться и концентрироваться, то есть улучшаются качества, необходимые для совершенствования техники и ее успешной демонстрации. Визуальное подтверждение прогресса ученика — его успехи в разбивании предметов. Ясно, что на живом человеке нельзя показывать технику разбивания. Вместо этого Мастера и ученики демонстрируют свою силу и технику на деревянных досках, кирпичах, цементных блоках, камнях и иногда даже на литых железных брусках. Разбивание способствует развитию индивидуальных скоростных силовых качеств. Оно помогает ученику оценить свои успехи и сравнить их с достижениями других. Учитель тоже может наглядно оценить успехи своих учеников. При разбивании исполнитель (не важно — Мастер или ученик) должен собрать всю свою умственную и физическую силу, чтобы нанести нужный удар с сильной и точной концентрацией. Концентрация и фокусировка усилий — основополагающие факторы для успешного разбивания предметов без получения травм. Этого можно достичь, только, если ученик способен полностью расслабиться перед ударом и во время него. Напряжение появляется только на долю секунды в момент контакта с целью. Точная концентрация достигается длительными тренировками. Поэтому важно выбрать хорошего учителя, который сможет помочь вам освоить технику и понять условия успешного разбивания предмета. Помимо сознательно-волевого аспекта разбивания, важное значение имеют правильное положение и правильное движение. Правильное положение — это правильная стойка, дистанция и угол удара. Правильное движение — это правильная работа корпуса, включающая перенос веса тела и движение разных частей тела с целью развития максимальной силы.
Спецтехника
Спецтехника — выполнение какого-либо удара в прыжке с разбиванием доски ногой. Показывает точность, координацию и силу выполнения удара. Спецтехника показывает возможность эффективной атаки соперников, располагающихся за каким-то препятствием или на большом расстоянии. Спортсмен в прыжке определённым ударом должен разбить доску, закреплённую на значительной высоте, а приземлиться он должен обязательно на ноги.